а) Историческая справка

Порт Выборг основан на пересечении водных путей между Финским заливом, судоходной системой озера Сайма и реки Вуокса - рядом с торговым поселком, расположившимся у подножия средневекового замка. В 1527 году Выборг официально был признан "стапельным городом" с правом принимать иностранные корабли.

 

В 1710 году город был взят войсками Петра I и с этого времени до 1917 года Выборг был портом Российской империи сначала в составе Выборгской губернии, затем Княжества Финляндского.

Порт в Выборге издавна делился на Внешний и Внутренний. Внешним назывался Уурас (Высоцк). Он имеет собственную историю. Внутренний порт делился на Южный и Северный. В настоящее время активно функционирует лишь Южный порт, который начал строиться в 1857 году и расширялся вплоть до конца 1930-х годов.

 

После освобождения города в Выборгском порту возобновляются работы по восстановлению хозяйства. Точкой отсчета новейшей истории современного Выборгского морского торгового порта стал приказ Наркомморфлота СССР N 369 от 31 августа 1945 года "Об организации единого морского порта Наркомморфлота в Выборге". Были созданы  структуры управления, технические службы, производственные подразделения. В 50-60-е годы в порту значительно вырос грузооборот, заменена устаревшая техника.

     С 1992 года порт Выборг работает в новых экономических условиях.

 

б) Современные данные

 Порт Выборг (Port of Vyborg) находится в вершине Выборгского залива в северо-восточной части Финского залива. Географические координаты порта: 60° 42Ꞌ северной широты, 028° 44Ꞌ восточной долготы.

В порту периодически наблюдаются сгонно-нагонные колебания уровня воды, которые следует учитывать капитанам судов для обеспечения оптимальной загрузки и соответствующей осадки для безопасного маневрирования на акватории порта.

Порт замерзающий, но навигация длится круглый год. Лед наблюдается с декабря по апрель. В этот период движение судов в порт обеспечивается ледоколами. Период ледокольной проводки судов в морском порту объявляется с началом льдообразования в Выборгском заливе и завершается с очищением залива ото льда. Начало и окончание периода ледокольной проводки судов на акватории морского порта и подходах к нему объявляется капитаном морского порта Выборг.

Лоцманская проводка в порт Выборг обязательная для всех судов и осуществляется круглосуточно в порядке очередности прибытия судов к месту встречи лоцманов.

Порт Выборг доступен:

-в светлое время суток судам длиной до 135 м и осадкой до 6,5 м при уровне воды 0,0 см;

-в темное время суток судам длиной до 125 м и осадкой до 6,0 м при уровне воды 0,0 см.

Ввод-вывод судов, параметры которых превышают указанные (новострои и буровые платформы с ВСЗ, плавобъекты на ремонт в ВСЗ и т.д.) производятся по согласованию с капитаном порта в связи с необходимостью проведения организационных мероприятий для обеспечения безопасности таких операций.

Современные границы порта Выборг установлены распоряжением Правительства РФ от 14 ноября 2009 г. № 1723-р. При этом определены три участка акватории и один участок территории порта. Схемы размещены в соответствующем разделе сайта

У Выборга через Сайменский фарватер берет начало Сайменский морской канал, протянувшийся вглубь финской территории к системе Сайменских озер и соединяющий расположившиеся на их берегах промышленные предприятия Финляндии с внешним миром.

Порт имеет 13 причалов, но 3 из них (№№ 5, 11 и 12) выведены из эксплуатации по техническим причинам. Выборгско-Высоцким Управлением северо-западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" запланированы работы по восстановительному ремонту этих причалов.

№№ причалов

Длина причала (м)

Объявленная осадка (м)

Назначение причала

1

111,7

3,3

Пассажирский

2

68

3,8

Отстой судов

3

80

3,8

4

80

3,8

5

-

-

Причал выведен из эксплуатации.

Швартовка судов запрещена

6

103,3

6,5

Переработка грузов

7

130

6,5

8

130

6,5

9

130

6,5

10

130

6,5

11, 12

-

-

Причалы выведены из эксплуатации.

Швартовка судов запрещена

13

167,8

6,5

Перегрузка неопасных наливных грузов по трубопроводной схеме на участке ПК40÷167,8

(Первые 40 м причала - аварийные)

 

 

Причал № 1              Оператор ВВУ СЗ БФ ФГУП "Росморпорт"

Причалы №№ 6-10      Арендатор ООО "Портовое оборудование", суб-арендатор и оператор ООО "Порт Логистик"

Причал № 13         Оператор ООО "Национальный Винный Терминал"

Причалы №№2- 5, №№11 - 12 на балансе в ведении ВВУ СЗ БФ ФГУП "Росморпорт"

Морской порт Выборг имеет грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

 

Грузы поступают в порт морскими и речными судами, автомобильным и железнодорожным транспортом.

Морской порт обслуживает железнодорожная станция Выборг Финляндского отделения Октябрьской железной дороги.

Порт Выборг расположен на пересечении 9 Интермодального и Паневропейского коридоров, связывающих Северо-Запад России со странами ЕС, основная трасса - Скандинавия.

Общая площадь порта - 16,1 Га, в том числе открытые складские площади - 36 500 кв.м, крытые - 5 100 кв.м.

  

Порт предлагает услуги по перевалке широкой номенклатуры генеральных, навалочных грузов (минеральные удобрения, уголь, руда, лес, чугун, металлом и металлоконструкции), пищевых и химических наливных грузов.

 

Порт обладает необходимым оборудованием для обработки указанной номенклатуры грузов:

- протяженность ж/д путей - 6049 м., пропускная способность - 160 вагонов/сутки, средний оборот - 40 вагонов/сутки;

- длина подкрановых путей (кордонных и тыловых) - 1600 м.;

- 12 кранов грузоподъемностью от 10 до 104 тонн;

- 3 маневровых тепловоза;

- 38 единиц перегрузочной техники;

- в тылу причала № 10 расположен специализированный комплекс по перевалке минеральных удобрений навалом пропускной способностью до 500 тысяч тонн в год;

 

- при необходимости для перевалки тяжеловесных и крупногабаритных грузов могут быть привлечены плав-краны грузоподъемностью до 160 тонн.

В порту допускается переработка опасных грузов классов 4, 5 и  9 опасности IMO. В настоящий момент ООО "Национальный Винный Терминал" оформляет допуск на работу с опасным грузом 3-го класса - этиловым спиртом. Вся инфраструктура для обработки данного груза на причале № 13 уже создана и сертифицирована.

В летнюю навигацию порт осуществляет прием пассажирских судов

Нормальным рабочим временем в порту считается время с 8 до 17 часов, кроме воскресных и праздничных дней. Праздничными днями считаются дни, установленные законодательством РФ. Порт осуществляет работы и услуги круглосуточно на договорных условиях.

Операторы грузовых терминалов порта:

 1. "Портовое оборудование", ООО

199178, г. Санкт-Петербург,

Малый проспект В.О., дом 54, корпус 2,

лит. А1, офис 104

Тел.: +7 (81378) 24 750, Факс: +7 (81378) 21 649

e-mail: info@vbgport.ru

2. "Национальный Винный Терминал", ООО

188800, Ленинградская область,

г. Выборг, ул. Данилова, дом 15

Тел./Факс: +7 (81378) 27 005, Моб.: +7 921 933 10 89

e-mail: nvt@vyborg.ru

3. "Порт Логистик", ООО

188800, Ленинградская область

г. Выборг, ул. Южный Вал, дом 1

Тел.:+7(81378) 2-75-63, Факс:+7(81378) 2-16-49

e-mail: info@portlog.ru

 

Организации Федерального агентства морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации:

 1. Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Администрация морских портов Балтийского моря" (ФГБУ "АМП Балтийского моря") в морском порту Выборг:

Служба капитана порта – СКП Выборг.

188800, Ленинградская область,

г. Выборг, Бульвар Кутузова, дом 2,

Тел./Факс: (81378) 20 477;

е-mail: vyborg@pasp.ru; 

Инспекция государственного портового контроля – ИГПК Выборг.

188800, Ленинградская область,

г. Выборг, улица Южный Вал, дом 1,

Тел./Факс: (81378) 35 790; моб.: 8 (921) 898 54 15

е-mail: vyb-port@pasp.ru; 

И.о капитана морского порта Суриков Александр Евгеньевич.

2. Выборгско-Высоцкое управление Северо-Западного бассейнового филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт" (ВВУ СЗ БФ ФГУП "Росморпорт")

188800, Ленинградская область,

г. Выборг, ул. Южный Вал, дом 1

Тел: +7 (81378) 32 481, Факс: +7 (81378) 34 993

e-mail: info@vbg.rosmorport.ru

Зам. директора филиала – начальник управления Ковтун Андрей Николаевич.