Морской порт Усть-Луга расположен практически на границе РФ и Европейского союза. Он органично вписывается в транспортную сеть Северо-западного региона, который играет важную роль в организации транзитных перевозок грузов в рамках Европейской транспортной инфраструктуры.

Сегодня морской порт Усть-Луга - крупнейший порт на Балтике, включая порты  стран Балтии и Финляндии, и второй по величине в России после Новороссийска. Порт входит в  пятерку крупнейших портов Европы. В 2015 году в порту было перевалено  88 млн. тонн  различных видов грузов.

Большие глубины акватории порта (17,5 метров) в сочетании с коротким подходным Лужским морским каналом длиной 3,2 морские мили, делают морской порт Усть-Луга единственным российским портом на Балтике, способным принимать суда дедвейтом до 160 тысяч тонн. Второй Северный подходный канал обеспечивает круговое движение судов на акватории порта.

Круглогодичная эксплуатация порта с коротким периодом ледокольной проводки (всего 40 дней) является несомненным конкурентным преимуществом порта Усть-Луга. Причем помощь линейных ледоколов может понадобиться лишь в самые сильные морозы. В умеренные зимы для обеспечения проводок судов в каналах достаточно помощи портового ледокола, а иногда  буксира ледового класса.

 Немаловажным преимуществом нового порта является и то, что грузопотоки в порт идут в обход крайне перегруженного Санкт-Петербургского транспортного узла.  При непосредственном участии Министерства транспорта РФ и ОАО «Российские железные дороги» практически завершена полномасштабная реконструкция внешних железнодорожных подходов к порту по линии Мга - Гатчина - Веймарн - Усть-Луга и автомобильных трасс и железнодорожных путей, соединяющих порт Усть-Луга с основными транспортными магистралями.

Завершено основное строительство станционного железнодорожного комплекса «Лужская». В ближайшей перспективе Усть-Лужский железнодорожный  узел станет  самым крупным и современным в Европе, обеспечивающий доставку по железной дороге и обработку 100 млн. тонн грузов в год.

Практически завершена полная реконструкция автодороги, связывающей порт с федеральной автодорогой М11 «Нарва» Санкт-Петербург - Ивангород - граница с Эстонией. Теперь это современная двухполосная автодорога в каждом направлении с разделительным газоном в обход всех населенных пунктов и развязками на двух уровнях. В перспективе планируется продлить автодорогу от Таллиннского шоссе напрямую до Великого Новгорода с выходом на федеральную трассу М10 «Россия» Москва - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург.

Огромное преимущество порта Усть-Луга - это наличие свободных площадей для дальнейшего развития. За счет резервных территорий порт Усть-Луга может развиваться как в северном районе (Сойкинский полуостров), так и в южном - на территории, прилегающей к ОАО «Усть-Лужский контейнерный терминал».

Морской порт Усть-Луга - универсальный порт. Терминалы и заводские комплексы,  входящие в их состав, переваливают и перерабатывают более 20 категорий грузов. Благодаря применению современных технологий и оборудования, терминалы способны выдерживать конкурентные сроки обслуживания.