SUB-COMMITTEE ON STANDARDS OF                               

TRAINING AND WATCHKEEPING

40th session

 

 

Agenda item 7.5

 

                                               STW 40/7/X

XX November 2008

ENGLISH ONLY

 

 

 

Пересмотр Главы V Конвенции ПДМНВ и Кодекса.

  

Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов и вахтенных помощников судов, работающих в ледовых условиях

  

Представлено Российской Федерацией

 

 

 

Обзор:

                           ОБЗОР

 

В данном документе представлен предварительный пересмотренный проект текста нового правила V/[x] Конвенции ПДМНВ и Кодекса о всестороннем пересмотре главы V об обязательных минимальных требваниях для подготовки и квалификации капитанов и вахтенных помощников судов, работающих в ледовых условиях, подготовленный Государственной Морской Академией им. С.О. Макарова.

Стратегическая направленность:

5, 5.2

High-level action:

 5.2.2

Планируемый результат:

5.2.2.1

Предполагаемые действия:

Пункт 4

Связанные документы:

STW 39/12, MSC/Circ.1056-MEPC/Circ.399, DE 51/11/2, STW 40/7

 

 

 

1  39 Сессия (3 - 7 Марта 2008 года) Подкомитета ИМО по требованиям к подготовке, дипломированию и несению вахты (далее STW) приняла решение о том, что для эффективной работы 40 Сессии в 2009 году необходимо провести промежуточное заседание рабочей группы и предложила комитету одобрить проведение заседания целевой рабочей группы в сентябре 2008 года.

 

2  84 Сессия (7 - 16 Мая 2008 года) Комитета по безопасности мореплавания одобрила проведение заседания целевой рабочей группы в сентябре 2008 года.

 

3  На 39 Сессии STW была создана рабочая группа по всестороннему пересмотру Глав IV, V и VII. Для облегчения работы рабочей группы, предварительный пересмотренный проект текста Главы V, подготовленный рабочей группой на 39 Сессии, наряду с другими предложениями, не рассмотренными рабочей группой из-за нехватки времени, и существующий текст нового правила V/[x] Конвенции ПДМНВ и Кодекса, представлены в  Приложениях 1 и 2.

 

Ожидаемые действия рабочей группы

4  Рабочую группу просят принять во внимание Приложения 1 и 2 при подготовке пересмотра проекта текста Главы V Конвенции ПДМНВ и Кодекса.

 

 

 

 

STW 40/7/Х/

ANNEX 1

 

Приложение 1

  

  

Предварительный текст пересмотренного проекта Главы   V Международной Конвенции о Подготовке и Дипломировании Моряков и Несении Вахты 1978,

с поправками

  

Требования к специальной подготовке персонала определенных типов судов

 

 

 

 

Правило V/x-x

  

Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов и вахтенных помощников судов, работающих в ледовых условиях.

 

 

1 Данное правило применяется к капитанам и вахтенным помощникам, работающим на судах, совершающих международные рейсы. Администрации определяют применимость этих требований к персоналу судов, не совершающих международных рейсов.

 

 

2  До того, как им будет поручено выполнение обязанностей на борту судов, Капитаны и вахтенные помощники должны завершить подготовку, требуемую пунктом 4 ниже и иметь сертификат о подготовке к плаванию в ледовых условиях.

.

 

3 Моряки, от которых требуется, чтобы они имели подготовку в соответствии с пунктом 4 ниже, должны через промежутки времени, не превышающие пяти лет, проходить соответствующие курсы повышения квалификации или предоставить доказательство того, что они достигли требуемой компетентности за истекшие 5 лет.

 

4  Каждый кандидат на получение сертификата, дающего право на управление судном в ледовых условиях должен иметь:

 

.1 по крайней мере [три месяца] одобренного стажа работы на судне, работающем в ледовых условиях и сдать экзамен на соответствие требованиям к компетентности A-V/[x-x], параграф 1  Конвенции ПДМНВ и Кодекса; или

.2 пройти одобренную тренажерную подготовку на ледовом тренажере и отвечать требованиям к компетентности, оговоренным в разделе A-V/x-x, пункт 1 Конвенции ПДМНВ и Кодекса.

5 Администрации должны гарантировать, что сертификат выдается морякам, которые имеют подготовку в соответствии с пунктом 4 или, что имеющиеся сертификаты подтверждаются должным образом.

 

 

  

Раздел A-V/[x-x]

Обязательные минимальные требования для подготовки и квалификации капитанов и вахтенных помощников судов, работающих в ледовых условиях.

 

Требования к компетентности

  

1 Каждый кандидат на получение сертификата, дающего право на управление судном в ледовых условиях должен:

 

.1 продемонстрировать компетентность в выполнении задач и обязанностей, перечисленных в колонке 1 таблицы A-V/[x-x-x]; и

.2 предъявить доказательство того, что он обладает:

.2.1 минимальными знаниями, пониманием и навыками, перечисленными в колонке 2 таблицы A-V/[x- x-x]; и

.2.2 требуемым стандартом компетентности в соответствии с методами демонстрации компетентности и критериями для оценки компетентности, приведенными в колонках 3 и 4 таблицы A-V/[x-x-x].

  

  

    

STW 40/7/Х/

ANNEX 2

  

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

  

  

Таблица A-V/[x-x-x]

  

Спецификация минимальных требований к компетентности по подготовке к плаванию в ледовых условиях и квалификации капитанов, старших помощников и вахтенных офицеров при плавании в ледовых условиях

  

ххххххххх - убрать

  

ххххххх- для вахт. офицеров

 

Колонка 1

Колонка 2

Колонка 3

Колонка 4

Компетентность

Знание, понимание и профессионализм

Методы демонстрации компетентности

Критерии для оценки компетентности

1. Знание международной номенклатуры морских льдов

1.1. Основные термины

- Плавучий лед

- Морской лед

- Припай

- Дрейфующий лед

- Лед материкового происхождения

- Речной лед

Стадии развития морского льда

- Начальные виды

- Нилас

- Блинчатый лед

- Молодой лед

- Однолетний лед

- Многолетний лед

Сплоченность

- Смерзшийся лед

- Очень сплоченный лед

- Сплоченный лед

- Разреженный лед

- Редкий лед

- Отдельные льдины

- Айсберговые воды

Формы льда

- Блинчатый лед

- тертый лед, ледяная каша

- ледяные поля

Малые 20-100 м

Средние 100-500 м

Большие 500-2000 м

Обширные 2-10 км

Гигантские свыше 10 км в поперечнике

- Айсберги

Пространства чистой воды среди льдов

- Разводья

- Трещины

- Каналы

- Полынья

Характеристики ледяной поверхности

-Ровный лед

- Наслоенный лед

- Гряда торосов

- Торос

- Торосистый лед

- Заснеженный лед

Динамика дрейфующих льдов

- Разрежение льда

- Сжатие льда

- Подвижка льда

Стадии таяния

- Снежницы

- Проталины

- Обсохший лед

- Гнилой лед

1.2.Основы работы с

- ледовыми картами,

- ледовыми сводками

- ледовыми прогнозами

-символы ВМО, используемые для их составления

- Канадские символы, символы Балтийского моря, региональные символы

-Международный ледовый патруль

- Факсимильные карты

- информация с космических спутников

- Отображение ледовой обстановки на ECDIS

 

 

 

Оценка доказательства, полученного на основании одного или более из следующего:

.1 одобренной подготовки;

.2 одобренной подготовки на тренажере;

.3 одобренной интерактивной подготовки (CBT)

Правильная оценка ледовых условий. Информация с ледовых карт правильно определена, интерпретирована и использована при планировании перехода

2. Подготовка к плаванию в ледовых условиях

2.1. Ледовый класс судна

Ледоколы и суда ледового плавания - знаки категорий ледовых усилений (ледовый класс), ледовый паспорт (Россия)

- Соответствие классов различных классификационных обществ

Укрепление судна и особенности конструкции, обусловленные работой во льдах

- Типичные формы корпуса

- Укрепление корпуса

- Ледовый пояс

Давление льда на корпус судна и системы его мониторинга (ILM=Ice Load Monitor)

- Пропульсивные установки

- Прочность винтов

- Прочность рулевого устройства

Защита винта и рулевого устройства (балластировка)

- Azimuth propulsion

Вопросы, связанные с подготовкой к плаванию в ледовых условиях

- Забор воды

- Швартовое устройство (буксировочное)

- Теплоизоляция надстройки

- Специальные системы для судов, работающих в ледовых условиях

Ледовая проходимость судна в зависимости от его ледового класса

- Ледоколы

- Самостоятельное плавание судна во льдах (ледовый класс судна соответствует или превышает требования данного района)

                - ледовые условия

                - районы

                - время года

- Судно с ледовым классом, которому требуется проводка (ледовый класс соответствует требованиям)

                - ледовые условия

                - районы

                - время года

- Суда непригодные для плавания в ледовых условиях (нет ледового класса, ледовый класс не соответствует району плавания)

2.2. Канадская Арктика, Российская Арктика и северные и дальневосточные моря России и законодательные акты по Балтийскому морю

-Влияние навигации в ледовых условиях (высоких широтах) на законодательную базу и торговлю

- Вопросы безопасности и охраны окружающей среды

- Ледовые сборы

- Система докладов

2.3. Местные ограничения движения, вызванные ледовыми условиями

- Длительность

- Ограничение по дедвейту, мощности машины и ледовому классу

- Источники получения информации по ледовым ограничениям

2.4. Планирование перехода с учетом особенностей ледового плавания

- Источники получения информации

-Информационные службы, предоставляющие информацию в режиме реального времени и поправки к проложенному маршруту

-Системы, предоставляющие прогноз погоды

-Системы, предоставляющие информацию о ледовых условиях, ледовые карты

-Планирование подхода к ледовой кромке

- Анализ ледовых карт, прогнозов и бюллетеней

- Анализ прогнозов ледовой обстановки и планирование перехода с учетом состояния ледового покрова.

- Временная отмена систем разделения движения

- Перемещение / плохое состояние средств навигационного обеспечения

- Методы обсервации

- Необходимая подготовка планируется и осуществляется до входа в район с минусовыми температурами

2.5 Вопросы охраны окружающей среды

-Топливо с низким содержанием серы,  выбросы в атмосферу

-Сброс сточных вод

-Обработка мусора и пищевых отходов

2.6. Поддержка береговых служб

-Выработка правильного отношения к работе в ледовых условиях

-Сотрудничество между судовладельцами, морскими администрациями и судами

-Commercial Awareness

2.7. Безопасная работа экипажа при низких температурах

-Длительность работы, переутомление

-Условия работы персонала

- Влияние холода на организм человека

- Влияние ветра при низких температурах

- Надлежащая одежда и снаряжение

- Лечение травм, вызванных холодом

- Оценка рисков при работе на скользкой палубе

-Правила техники безопасности при проведении судовых работ

Подготовка судна к работе при низких температурах

- Эксплуатация, техническое обслуживание и защита палубных трубопроводов, клапанов и оснастки

- Эксплуатация, техническое обслуживание и защита судовых механизмов

  • Замерзание оборудования
  • Вода в трубах
  • Балластные танки
  • Клапана
  • Гидравлические системы
  • Электронные системы
  • Антенны, антенны РЛС
  • Обогрев иллюминаторов навигационного мостика

2.8. Надлежащая оценка вышеперечисленных опасностей плавания в ледовых условиях

Оценка доказательства, полученного на основании одного или более из следующего:

.1 одобренной подготовки;

.2 одобренной подготовки на тренажере;

.3 одобренной интерактивной подготовки (CBT)

Ледовый класс судна и его проходимость в ледовых условиях определены, районы, разрешенные для работы данного типа судна, известны. Требования законодательства применительно к району плавания определены.

Все значимые источники информации изучены и планирование перехода осуществляется с учетом ледовых условий. Вопросы охраны окружающей среды определены и приняты во внимание.

Персонал на берегу осознает риски, связанные с ледовым плаванием.

Опасность работы при низких температурах осознается и соответствующие меры по безопасности экипажа и подготовке судна приняты.

Надлежащая оценка всех опасностей плавания в ледовых условиях проведена до входа в район, покрытый льдом.

3. Навыки плавания в ледовых условиях

3.1. Самостоятельное плавание во льдах

Взаимодействие судна со льдом

- Учет влияния характеристик ледяного покрова на движение судов.

- Понятие о безопасной скорости во льдах

- Влияние сплоченности и толщины льда на скорость движения судов.

- Влияние других характеристик на скорость движения судов: торосистости, сжатия, высоты снежного покрова, разрушенности льда, горизонтальных размеров льдин.

-Влияние метеорологических условий на плавание судов во льдах.

-Повреждения, вызванные льдом

-Эксплуатация и техническое обслуживание оборудования мостика

-Использование ресурсов мостика

-Ледовые лоцмана (помощники ice advisors)

Безопасная эксплуатация судна во льду.

-Стандартные ледовые условия.

-Использование трещин, каналов и разводьев с чистой водой или молодым льдом

-системы крупных разрывов (ширина 300-500м) в ледяном покрове

-Зависимость скорости и безопасности движения судов на ледовых трассах от их технических характеристик.

-

-Проектные ледовые скорости: достижимая, допустимая и безопасная.

-Эксплутационные ледовые скорости.

-Коэффициент трудности ледового плавания.

-Использование радара для обнаружения льда и его оценки

-Использование прожекторов при первичном обнаружении льда в ночное время

- Маневрирование в ровном льду

-  Поворот во льдах

-  Задний ход во льдах

-  Выход из канала

- Обгон во льдах с выходом из канала

- Встреча судов в ледовых каналах

- Движение судна в сжатом льду

- Выбор курса судна при пересечении  гряд торосов

- Форсирование ледовых перемычек

- Судно, затертое во льдах - оптимальные действия

3.2. Плавание под проводкой ледокола

Эксплуатационные возможности ледоколов

- Атомные и дизельные ледоколы

-Управление ледокольными операциями

-Обеспечение информацией в режиме реального времени

-Способы сопровождения и виды помощи

-Сообщения о подходе, передаваемые на СУДС, Ice Advisory Stations

-Процедура вызова ледокола и связь с ледоколом

Ледовая проводка.

-Караваны

-Сопровождение (Проводка)

-Как следовать за ледоколом (Основные команды и требования)

-Система докладов при работе с ледоколом

- Меры безопасности при следовании в караване

-Операции по околке судна

- Буксировка

-Крепление буксирных концов

-Суда, имеющие большую ширину

 

  • где
  • зачем
  • как
  • источники информации
  • СУДС/GOFREP или другие региональные службы

Оценка доказательства, полученного на основании одного или более из следующего:

.1 одобренной подготовки на тренажере;

.2 одобренного стажа работы на судне;

.3 одобренного стажа подготовки на учебном судне

Обеспечивается безопасная эксплуатация судна в преобладающих ледовых условиях.

Эксплуатационные возможности ледокола определены. Связь с ледоколом и СУДС установлена. Команды с ледокола выполняются.

4. Знание безопасных методов работы в ледовых условиях на портовых акваториях

Безопасный прием и сдача лоцмана в ледовых условиях

- Прием лоцмана со льда

- Прием лоцмана с ледокола или лоцманского судна

- Другие способы (вертолет)

Портовые операции

- оценка готовности причала к швартовым операциям

- Подход к причалу с использованием канала и ледовой "подушки"

- использование буксиров для подхода к причалу и удаления "подушки"

- использование швартовных концов,  судовой силовой установки и  подруливающих устройств

- швартовые операции в ледовых условиях

Грузовые операции и использование судовых технических средств при температуре ниже 25 ˚С.

- Эксплуатация и контроль балластных танков и трубопроводов

- Расчет осадки и дифферента в соответствии с ледовым классом

- Образование ледовых линз под корпусом судна

- Проблемы характерные для данного типа судна / груза -

Оценка доказательства, полученного на основании одного или более из следующего:

.1 одобренной подготовки на тренажере;

.2 одобренного стажа работы на судне;

.3 одобренного стажа подготовки на учебном судне

Обеспечивается безопасный прием лоцмана на борт. Ограничения буксиров и судна при работе в ледовых условиях в порту определены и приняты во внимание.

Воздействие минусовых температур на груз, балласт, топливо, работу судовых технических средств осознаются и принимаются во внимание.

5. Опасные явления ледового плавания

5.1. Обледенение и его воздействие на судно

- Процесс обледенения

- Факторы, влияющие на скорость обледенения (медленное, быстрое, очень быстрое)

-морское обледенение

-атмосферное обледенение

-Смешанное обледенение

- Влияние обледенения на остойчивость и изменение дифферента

- Оценка ледовой массы и ее влияние на остойчивость судна

- Необходимые действия для уменьшения ледовой нагрузки (изменение курса, скорости) и увеличения остойчивости

Влияние обледенения на эксплуатацию судна (т.е. оборудование, оснастку, механизмы)

- Методы удаления льда (механически, паром, выход из зоны обледенения)

5.2. Сжатие, образование ледовой подушки (бороды), ледовая река

5.3. Грузовые операции на необорудованном берегу

- Подход к ледовым причалам или местам выгрузки на лед

- подготовка и заводка ледовых якорей

- Техника безопасности при грузовых операциях на необорудованном берегу (льду)

- прокладка/уборка трубопроводов, шлангов для передачи жидких грузов во льдах

5.4. Техническое обслуживание и готовность средств пожаротушения, водоотлива и спасательных систем в ледовых условиях

- Учения по тушению пожаров в ледовых условиях

- Техническое обслуживание спасательных средств и систем при низких температурах

- Эксплуатация судовых средств эвакуации в ледовых условиях

- Коллективные спасательные средства и методы их использования в ледовых условиях

- Индивидуальные спасательные средства и методы их использования в ледовых условиях

5.5. Аварийные планы в ледовых условиях

- пожар в ледовых условиях

- пробоина, затопление судна во льду

- оставление судна в ледовых условиях

- загрязнение окружающей среды в ледовых условиях

- медицинские проблемы при низких температурах

- спасание / буксировка в ледовых условиях

- меры безопасности в ледовых условиях

 

Оценка доказательства, полученного на основании одного или более из следующего:

.1 одобренной подготовки;

.2 одобренной подготовки на тренажере;

.3 одобренной интерактивной подготовки (CBT)

Системы пожаротушения, водоотлива и спасательные средства поддерживаются в рабочем состоянии. Экипаж готов к борьбе за живучесть в ледовых условиях.

 

 

 

Аварийные планы составлены надлежащим образом, все риски оценены и учтены надлежащим образом.

 

 

 

 

 Версия для печати