Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации организация, осуществляющая деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море, обязана иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.

При возникновении разливов нефти и нефтепродуктов эксплуатирующая организация должна обеспечить организацию и проведение работ по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденным в установленном порядке. При этом эксплуатирующая организация (виновник загрязнения) возмещает в полном объеме вред, причиненный окружающей среде, в том числе водным биологическим ресурсам, жизни, здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц в результате разливов нефти и нефтепродуктов, а также расходы на привлечение дополнительных сил и средств для осуществления мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Федеральным законом от 08.11.2007 №261-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что капитан морского порта осуществляет функции руководства мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта с судов отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения.

В случае если судовладелец или агент судна, являющегося источником загрязнения, не в силах выполнить работы по ликвидации загрязнения акватории морского порта нефтью и нефтепродуктами, капитан морского порта приступает к руководству мероприятиями по ликвидации загрязнения.

Для целей выполнения капитанами морских портов своих функций ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря» разработан План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории морских портов «Большой порт Санкт-Петербург», Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Выборг, Высоцк, Калининград, входящих в ФГБУ «АМП Балтийского моря». К работам по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов привлекаются профессиональные аварийно-спасательные формирования, аттестованные на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

При этом расходы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов несет виновник загрязнения акватории.

Документы, регламентирующие деятельность капитана морского порта по руководству мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории морского порта с судов и ликвидации последствий такого загрязнения.

Выписки из законодательных и нормативных актов:

  1. Подпункты 4, 5, 6 статьи 11 Федерального закона от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  2. Подпункты 4, 5, 6 пункта 15 и подпункты 27, 43 пункта 16 Положения о капитане морского порта, утвержденного Приказом Минтранса России от 17.02.2014 №39.

Вопросы обеспечения экологической безопасности в морском порту регламентируются требованиями разделов «Правила обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина в морском порту» Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним и Обязательных постановлений в морских портах:

  1. Раздел VI Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 20.08.2009 №40.
  2. Раздел VII Обязательных постановлений в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», утвержденных Приказом Минтранса России от 19.12.2016 №388.
  3. Раздел VII Обязательных постановлений в морском порту «Пассажирский порт Санкт-Петербург», утвержденных Приказом Минтранса России от 19.10.2012 №380.
  4. Раздел IX Обязательных постановлений в морском порту Приморск, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2013 №5.
  5. Раздел VII Обязательных постановлений в морском порту Усть-Луга, утвержденных Приказом Минтранса России от 15.01.2013 №6.
  6. Раздел VII Обязательных постановлений в морском порту Выборг, утвержденных Приказом Минтранса России от 13.12.2012 №432.
  7. Раздел VII Обязательных постановлений в морском порту Высоцк, утвержденных Приказом Минтранса России от 05.05.2015 №161.
  8. Раздел VII Обязательных постановлений в морском порту Калининград, утвержденных Приказом Минтранса России от 05.11.2013 №335.